Школьные доски

Школьная доска – неизменный атрибут любой классной комнаты. Школьные доски, которые также называют аудиторными, бывают нескольких различных видов. В частности, различают меловые (традиционные), магнитно-маркерные и комбинированные доски. Доски могут отличаться и по своей конструкции. Например, бывают одно-, трех- и пятиэлементные доски.

Если речь идет о досках, состоящих из трех или пяти частей, то к стене прикрепляется лишь один из их элементов – центральный, а остальные по необходимости открываются и закрываются при помощи шарнирных креплений. Наибольшей популярностью пользуются доски с тремя секциями. Меловые доски предназначены для письма мелом. Раньше эти доски выпускались черного или темно-коричневого цвета. В наши дни чаще встречаются меловые доски матового зеленого цвета, который более благоприятен для глаз, со слабым отблеском. На магнитно-маркерных школьных досках с белой поверхностью пишут при помощи специальных легко смывающихся маркеров различных цветов. Также существуют так называемые комбинированные доски, одна или несколько частей которых используются для письма мелом, а вторая или другие – для письма маркером. Они чаще всего применяются на уроках геометрии и черчения, так как графический рисунок маркером получается более тонким и точным, нежели мелом. Однако писать тексты (условия задач и пр.) многие учителя предпочитают по-прежнему мелом. В этом случае центральная «лицевая» часть доски с пятью рабочими поверхностями, как правило, имеет покрытие для письма мелом, а обратные стороны – для письма маркером. Белые поверхности для письма маркером могут также использоваться в качестве экрана для проектора. А поверхность меловых досок можно расчертить под определенный предмет (нанести клетку, линию, косую линию, нотный стан и пр.). При этом разлиновка может быть как яркой и контрастной (в основном, для младших классов), так и еле заметной для облегчения письма (для старшеклассников при построении графиков, чертежей и т. д.).

Почти на все виды современных досок можно прикреплять различные наглядные материалы при помощи магнитов на всю поверхность доски или на специально предназначенном для этого участке. Для укладки мела, маркеров, губок для стирания написанного доски комплектуются специальным лотком. Школьная доска обязательно должна быть покрыта антибликовым покрытием, так как отблески мешают читать написанное на доске и негативно влияют на зрение детей.

Существуют и другие, менее распространенные варианты исполнения аудиторных досок. Так, например, помимо самых популярных настенных меловых и маркерных досок встречаются подъемно-передвижные доски, поворотные доски на металлических опорах, доски с текстильным покрытием, пробковые доски-стенды и пр.

В зависимости от материала поверхности существуют доски с меламиновым покрытием, с лаковым покрытием (эмалированные), с пластиковым и керамическим покрытием.

Меламиновым покрытием называют особую меламиновую пленку, которая наносится на пластик. Пластик, в свою очередь, прикрепляется на тонкий металлический лист, за счет чего доска приобретает магнитные свойства (на ней можно вешать плакаты, руководства, наглядные пособия и пр.). Такие доски отличаются предельной простотой в производстве и низкой себестоимостью, поэтому и стоят они в розницу намного дешевле других. Однако меламиновая пленка имеет существенные недостатки: она недолговечна и подвержена быстрому износу. Даже при сравнительно небольшой нагрузке за 3-4 года эксплуатации такое покрытие просто стирается с участков доски, где чаще всего пишут. При этом следы маркера въедаются в пленку так сильно, что оттереть их становится невозможно. Доски с меламиновым покрытием рекомендуется менять каждые 1-2 года.

Эмалированное или, как его еще называют, лаковое покрытие наносится на стальной лист. Срок службы такой школьной доски несколько больше, чем у меламиновой, и составляет около пяти лет при средней нагрузке. 

Реже встречаются доски с керамическим покрытием. Такое покрытие считается наиболее стойким и прочным, а срок службы этих аудиторных досок составляет даже при активном использовании около двадцати пяти лет. Красящие вещества маркера легко смываются с керамики, не оставляя следов на ее поверхности. Однако главный минус досок с керамическим покрытием заключается в их высокой стоимости, что может себе позволить не каждая школа (с учетом того, что досок даже на среднюю школу нужно не один десяток).

В качестве компромиссного варианта по соотношению цены и качества можно назвать школьные доски из пластика высокого давления (HPI-пластик). Следы маркера смываются с гладкой пластиковой поверхности практически без следа. Пластик более устойчив даже к неблагоприятным условиям внешней среды (влажность, температурные перепады).

Единственный недостаток – на пластиковой доске сложно прикреплять различные наглядные методические материалы. Однако это неудобство компенсируется в новых моделях досок: под наружный тонкий лист пластика укладывается стальной лист. Это также позволяет добиться ровной жесткой поверхности для большего удобства письма на доске и прочности изделия. Ухаживать за школьной доской с поверхностью из HPL-пластика легко и просто – достаточно протирать их губкой без применения дополнительных чистящих средств. Срок эксплуатации такой аудиторной доски составляет даже при самом активном использовании около пятнадцати лет.

Кроме покрытия большое значение имеет и профиль, из которого изготовлена школьная доска. От его качества зависит надежность всего изделия, срок его службы и, главное, безопасность использования. Самый дешевый вид профиля представляет собой тонкие металлические детали со сквозными креплениями. Минусы такого профиля заключаются в недостаточной надежности (металл не отличается достаточной жесткостью, поэтому может использоваться лишь для небольших по размеру досок) и в небезопасности (острые металлические края профиля ничем не защищены). Другой вариант досок с металлическим профилем – доски с металлическими рамами со скрытым крепежом. Недостатки при этом сохраняются. Единственное преимущество такой конструкции заключается в более эстетичном виде (не видно шурупов, которые удерживают раму). Еще одна модификация таких досок представляет собой модели с пластиковыми уголками. Такой вариант менее опасен (мягкий пластик закрывает острые углы, о которые могут пораниться дети) и более интересный внешне. Оптимальный вариант профиля для недорогих школьных досок представляет собой алюминиевая конструкция с прочными углами и пластиковыми защитными накладками. Алюминиевая основа обеспечивает необходимую жесткость, что позволяет использовать такой профиль даже в больших по формату тяжелых досках.

Производство школьных аудиторных досок представляет собой достаточно сложный процесс, так как к этой продукции, как и к другому школьному оборудованию и мебели, предъявляются высокие требования: она должна полностью соответствовать установленным стандартам и нормам. Главные требования к школьным доскам – стойкость к механическим и химическим воздействиям, повышенная прочность. В качестве основы для их изготовления используется, как правило, стальной лист с определенным покрытием (меламиновой пленкой, стеклоэмалью, пластиком и пр.), что обеспечивает школьной доске дополнительную прочность и надежность.

Основным нормативным документом, который регламентирует требования к учебной мебели, является ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия» от 1 июля 2003 года. Также существуют различные ГОСТы, в которых определяются функциональные размеры и требования к различным видам школьной мебели (парты, столы, стулья).

Требования к школьным доскам приводятся в ГОСТе 20064-86 «Доски классные. Общие технические требования». Имейте в виду, что на школьную мебель необходимо оформить декларацию о соответствии с формулировкой: «Мебель для общеобразовательных школ (торговая марка): столы, стулья (с указанием моделей и артикулов)». На столы и стулья, которые предназначены для школ, нужно будет оформлять разные протоколы испытаний, так как для каждого вида изделий действуют различные ГОСТы.